Исторические приключения галстука в России: как галстуки вошли в русскую моду

Галстуки в русскую моду вошли под влиянием Петра І. Этот элемент мужской моды пришел с Запада, и изначально имел вид простого шейного платка. Как известно, Петр І был знатным мореплавателем. Он подсмотрел данный аксессуар у голландских матросов, и ввел его использование в России, карая за нежелание носить платок не менее строго, чем за длинные бороды. Путем репрессий и наказаний Петр І привил любовь к шейным платкам у своих бояр.

Так как российским мужикам было, по сути, все равно, шейный это платок или носовой, то Петру I пришлось ввести разъяснительный указ – инструкцию по пользованию модного аксессуара. В частности он гласил: «в галстук негоже утираться и в него не велено сморкаться». Купечество галстуки невзлюбило и относилось к нему с презрением, называя не иначе как «гаврилка», «петелька», «удавка», «фофочка», «змеюка». Дело в том, что купцы на протяжении веков носили традиционные одежды, подчеркивающие их достаток, и утонченный шейный платок не вписывался в их наряды.

Староверы носили пояса как атрибут разделения тела человека на две части – верхнюю, светло-духовную и нижнюю – грешно-плотскую. Внедрение галстука вносило дисбаланс в одежду староверов и делило тело на 3 части, где к приземленной грешной части отошло сердце, что было неприемлемо и даже постыдно. Но Петр I был непоколебим в своих убеждениях, и постепенно шейный аксессуар стал основным стильным предметом модников тех времен. Можно сказать что бояре, по царской воле, и стиляги, по своей воле и наперекор староверам, сделали галстук обычной вещью.

В 1917 году произошла революция, которая так же внесла свои коррективы в тогдашнюю моду. Классический мужской (по тем временам) галстук был назван пережитком прошлого, элементом буржуазии, за что был изгнан из мужского гардероба. Шейные платки остались в обиходе, перевоплотившись в пионерские галстуки.

В период НЭПа галстук реабилитировали. В СССР, в 60-е годы прошлого столетия, мужской аксессуар претерпел серьезные изменения в своем внешнем виде. Его изготавливали из сугубо синтетических, износостойких материалов, со стандартным, утвержденным ГОСТом готовым узлом, на резинке, которая крепилась под воротником рубахи. Самые роскошные модели были украшены осколком стекла, который, по задумке советских модельеров, должен был компенсировать классическую булавку. Единственным достоинством данного шедевра текстильной промышленности была цена – от рубля до полутора за штуку.